Поповы
Полковнику в отставке Николаю Попову есть чем гордиться — за плечами долгие годы офицерской службы, честный труд, выросли достойные его имени сыновья. Кстати, своих детей он за собой не тянул, давая возможность самим определиться. А когда те сделали выбор — отговаривать не стал. Хотя отлично знал, что выбирают сыновья судьбу нелегкую и небезопасную.
В далеком уже 1972 году выпускник Тюменского высшего военно-инженерного командного училища лейтенант Николай Попов получил свое первое офицерское назначение. Он стал командиром взвода по разведке и уничтожению ядерных боеприпасов. Первые годы службы проходили на Дальнем Востоке, в напряженной военно-политической обстановке после событий на острове Даманский в 1969 году.
Следует отметить, что в войсках Краснознаменного Дальневосточного военного округа Николай Иванович прослужил тринадцать лет. Эти годы не только закалили офицера, но и выковали его характер.
Затем была служба в Прибалтике,
в Группе советских войск в Германии. В 1988 году подполковник Николай Попов принял должность начальника инженерной службы 11‑й гвардейской танковой дивизии, которая в то время дислоцировалась в Дрездене. А после вывода советских войск из Германии соединение получило постоянную прописку в городе Слониме Гродненской области. Так семья Поповых оказалась в Беларуси.Более тридцати лет отдал военной службе Николай Иванович,
шестнадцать из которых прошли в 11‑й гвардейской Берлинской орденов Суворова, Богдана Хмельницкого отдельной механизированной бригаде. Кстати, и после выхода в запас офицер Попов продолжает трудиться на благо Отечества. Он возглавляет Слонимскую районную организационную структуру ДОСААФ.
Лично для меня добросовестное и верное служение профессии — весомый аргумент в пользу человека. Такие люди обычно наделены лучшими качествами и вызывают искреннее уважение. А журналистский интерес к этой семье был вызван и тем фактом, что по следам отца — военного инженера — пошли оба сына, Алексей и Александр.
Алексей старше брата на девять лет, поэтому помнит и скитания семьи по гарнизонам, и настойчивый стук посыльного в ветхие двери ДОСа, и тревожные телефонные звонки среди ночи. Но он без сомнений решил пойти по отцовским стопам. Когда поделился с родителями своими планами поступать в военный вуз, те нисколько не препятствовали выбору сына, поддержали решение Алексея.
— Если с детства самый родной предмет — отцовская шинель, то все остальное в жизни понятно, — признался гвардии капитан Алексей Попов. — Я всегда считал и считаю: офицерская служба — достойный выбор настоящих мужчин.
В 1999 году юноша без труда поступил в Военную академию Республики Беларусь. Он с интересом постигал основы военной инженерии, изучал устройство минно-взрывных заграждений, сложную и многочисленную инженерную технику.
А офицерскую службу начал с должности командира водолазного взвода инженерно-саперного батальона 11‑й гвардейской отдельной механизированной бригады. Отец к тому времени поднялся на новую ступень офицерской карьеры — возглавил инженерную службу Западного оперативного командования. Понятно, что подвести его сын не мог. Добросовестный, грамотный, инициативный, гвардии лейтенант Алексей Попов всегда был в правофланговых — и через некоторое время ему уже доверили роту. А сегодня он щедро делится багажом знаний и навыков с младшим братом.
Саша, выбирая будущее, опирался на авторитет отца и старшего брата. Свой путь в профессию он начал еще в 13 лет, поступив в военно-патриотический класс средней школы № 9 города Слонима (ныне — Слонимский кадетский корпус). Обучение в ВПК еще более укрепило интерес старшеклассника к военному делу. Конечно, требовалось много терпения и упорства, но все старания в конце концов окупались внутренним удовлетворением от того, что все получается.
— Учеба в военно-патриотическом классе дала мне многое. Я получил там не только крепкие знания по предметам, но и хорошую школу товарищества и дружбы, — признался Александр. — Нас, кадет, приучали к армейскому порядку, дисциплине, воспитывали в нас настоящие мужские качества — честность и ответственность. Если сказал — надо сделать, чего бы это ни стоило. Из пятнадцати моих одноклассников десять выбрали военную стезю…
Успешно сдав все вступительные экзамены, в 2004 году Александр Попов стал курсантом военно-технического факультета в БНТУ. За годы учебы он осознал, что офицерская профессия — это не только почет, но и в первую очередь тяжелый труд. Особый интерес вызывало у него минно-взрывное дело.
В 2009 году с вручением офицерских погон лейтенант Александр Попов получил предписание убыть в 11‑ю гвардейскую омбр на должность командира взвода. Каково же было удивление молодого офицера, когда он узнал, что его командир роты… гвардии капитан Алексей Попов.
— С одной стороны, ответственность была огромная. Делал все, чтобы ни отцу, ни брату не пришлось за меня краснеть. А с другой стороны, у меня не было боязни, которая, как правило, преследует всех молодых офицеров: а вдруг ошибусь и сделаю что-то не так… Знал: брат всегда подскажет и поможет, — поделился опытом службы в «семейном подряде» офицер.
Что ж, краснеть за Попова-младшего ни брату, ни отцу не пришлось. С первых дней он зарекомендовал себя как ответственный, грамотный и исполнительный офицер. Доказательство тому — назначение Александра на должность командира группы разминирования.
— Эта работа идет «в нагрузку» к основной службе, хотя времени отнимает гораздо больше. Сапер — одна из самых интересных воинских специальностей. Мне кажется, нет тех военных инженеров, кто не мечтал бы заниматься разминированием. Служба эта специфична, иной раз она проходит на грани — в прямом смысле этих слов — между жизнью и смертью, ведь приходится заниматься разминированием боеприпасов, оставшихся еще с Великой Отечественной войны, — рассказывает командир инженерно-позиционного взвода гвардии старший лейтенант Александр Попов. — Сапером может стать только человек спокойный и уравновешенный. Главное при работе со взрывными устройствами — здравый смысл и хладнокровие, никакой спешки. Поэтому в группу мы отбираем лучших военнослужащих. Первоначально внимательно изучаем личные дела, затем наблюдаем за их службой, определяем психологическую готовность каждого к этому рискованному делу. Так что, как видите, приходится быть специалистом не только в области военной инженерии, но и в психологии. Как-то довелось услышать известную поговорку про саперов на шутливый лад: мол, сапер ошибается только один раз — когда идет в саперы… А я своей профессией горжусь.
По отзывам командиров, гвардии старший лейтенант Александр Попов из тех офицеров, про которых говорят: человек на своем месте. Впрочем, как и все мужчины в их семье.
* * *
О таких высоких понятиях, как чувство долга, любовь к Родине, порядочность, ответственность, бывает даже как-то неловко говорить вслух. Не с трибуны, не по телевизору, а так, в обычном житейском разговоре — и чтобы собеседник поверил. Но есть люди, для которых эти понятия не пустой звук, а ключевые жизненные принципы, сформированные родителями. Я твердо уверена в том, что и Александр, и Алексей Поповы сполна передадут верность профессии и любовь к Отчизне своим детям. А это значит, что офицерская династия продолжится.
Майор Елена Затирка, zatirka@vayar.sml.by © Фото автора и из семейного архива Н.Попова
http://vsr.mil.by/2012/02/28/popovy/