Президент России издал указ за номером 1313 о создании представительств Министерства обороны РФ в государствах, на территории которых есть российские воинские захоронения. Они будут работать в составе дипломатических миссий в Польше, Германии, Венгрии, Чехии, Литве, Румынии и Китае.Представительство в Праге распространит свои заботы и на земли Словакии, вильнюсское – на Латвию и Эстонию, а пекинское – на Монголию, Северную Корею и Японию. Всего за рубежами России заботами о кладбищах русских (советских) солдат и офицеров – а их более 20 тыс. – займутся 29 человек.
За рубежами России, как сообщил «НГ»
начальник Военно-мемориального центра Вооруженных сил РФ генерал-майор Александр Кирилин, похоронено 4,5 млн. российских граждан. Это не только военнослужащие, военнопленные и угнанные в рабство, погибшие в годы Великой Отечественной, но и солдаты и офицеры русской армии, сражавшиеся с противником во время Русско-японской войны 1905 года, участники Первой мировой войны 1914–1918 годов,
воины и члены семей военнослужащих, находившиеся в группах советских войск в Австрии, Венгрии, Чехословакии, Польше и ГДР, умершие и похороненные там.Больше всего наших кладбищ, как и следовало ожидать, в ФРГ. 2,5 тыс. захоронений в Восточной Германии и около 3 тыс. – в Западной. Всего 590 тыс. погибших. Здесь благодаря межправительственному соглашению абсолютное большинство захоронений поставлено на учет, за ними организован уход, в котором активно участвуют и местные жители. И работа представительства Минобороны, считает генерал Кирилин, поможет организовать работу по дальнейшей паспортизации могил, выявлению имен погибших, поиску их родственников, отданию почестей, которых заслуживают павшие.
На территории Польши погибло советских (российских) воинов больше, чем в Германии, – 612 тыс. Из них 140 тыс. в годы Первой мировой и еще 89 тыс. в Гражданскую – как результат неудачного красноармейского похода на Варшаву. Там же, в Польше, в немецких концентрационных лагерях, по статистике Министерства обороны России, погибли 1 млн. 300 тыс. советских граждан. Только 700 тыс. из них были военнопленными. Но захоронений их здесь меньше, чем в Германии, – всего 648. В последние годы, также с опорой на межправсоглашение, проведена большая работа по переносу отдельных могил на более или менее крупные кладбища. Кроме того, благодаря работе в Варшаве специального представительства Министерства обороны России (оно было единственным за рубежом) с участием местных муниципальных органов удалось отремонтировать 114 кладбищ, провести паспортизацию всех захоронений, установить многие имена «неизвестных» солдат. И эта забота о воинских захоронениях будет продолжена. Поляки взяли на себя две трети расходов на эту работу. Одну треть должны найти россияне. Это 120 тыс. долл. Их пока нет.
Не меньше погибших советских воинов и в странах Балтии. На землях Литвы, Латвии и Эстонии захоронено около 500 тыс. бойцов. Почему тут присутствует слово «около»? Потому что до сих пор, даже за время советской власти, в отличие от той же Германии и Польши точное количество могил не установлено. Межправительственного соглашения у Москвы с Вильнюсом, Ригой и Таллином не существует. Отсюда возможности политизировать ситуацию вокруг памятников Великой Отечественной и могил погибших, как это было на таллинском холме Тынисмяги. Подготовить такие соглашения, перевести отношения с правительствами прибалтийских стран в вопросах, связанных с захоронениями советских солдат и памятниками минувшей войны, в цивилизованное, гуманное русло также должны создаваемые за рубежом представительства. Хотя тут многое зависит и от доброй воли обеих сторон.
Похожая на таллинскую ситуация возникла, например, в китайском городе Шеньян. Там памятник советским воинам-освободителям, многометровая стела общим весом 40 тонн, увенчанная бронзовым танком, стояла на площади возле вокзала. Рядом обитали бомжи, проститутки, наркоманы – все это создавало плохой фон для мемориала. Кроме того, под мемориалом должна была пройти ветка метро. Мэрия обратилась в российское посольство в Пекине с просьбой перенести памятник, поставить его рядом с мемориалом китайским борцам за свободу. Предложила архитектурный проект. Он, как говорит генерал Кирилин, всем понравился. Перенос памятника провели со всеми полагающимися воинскими почестями. И это пример, которому, считают в Военно-мемориальном центре, нужно следовать во всех странах, где есть наши мемориалы.
Правда, и с Китаем не все складывается так гладко, как в Шеньяне. На территории Поднебесной 58 мест захоронений советских и российских воинов. Свыше 18 тыс. их погибло в 1945 году при освобождении Китая от японских захватчиков и 50 тыс. в Русско-японскую войну 1905 года, в основном на Ляодунском полуострове, в боях за Порт-Артур и порт Дальний. И если памятники советским воинам и их могилы сохраняются в Китае практически в идеальном состоянии, то захоронения начала ХХ века – в запустении. В Пекине говорят, что царская Россия и империалистическая Японии тогда боролись за колониальное влияние на Китай и КНР не готова заботиться о могилах «захватчиков». Но для Москвы – это свои солдаты, которые не виноваты в том, что их послали отстаивать чуждые им интересы. И заботу о могилах павших в той войне тоже должны взять на себя их соотечественники. По словам генерала Кирилина, у Военно-мемориального центра Министерства обороны сегодня очень много забот. Это и выполнение
указа № 1313, и создание электронной базы всех погибших в годы Великой Отечественной – в ней уже 8 млн. 887 тыс. имен, и поиск незахороненных солдат, чем занимается созданный в Ленинградском военном округе 90-й отдельный специальный поисковой батальон, и много другой работы.
Важно, что государство выделяет необходимые средства (только на составление базы данных погибших было затрачено 365 млн. руб.). А это означает, что память о солдатах Отечества перестанет быть только лозунгом и превратится в реальное дело. НГ Указ Президента РФ 1 октября 2007 г. N 1313
"О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территориях которых имеются российские воинские захоронения"
В целях увековечения памяти погибших при выполнении воинского долга на территориях иностранных государств постановляю:
1. Разрешить Министерству обороны Российской Федерации открывать в установленном порядке свои представительства с возложением на них функций по организации и ведению военно-мемориальной работы в Венгерской Республике, Федеративной Республике Германия, Китайской Народной Республике, Литовской Республике, Республике Польша, Румынии и Чешской Республике.
Установить штатную численность сотрудников представительств Министерства обороны Российской Федерации в Венгерской Республике, Федеративной Республике Германия, Китайской Народной Республике, Республике Польша, Румынии и Чешской Республике в количестве четырех единиц, в Литовской Республике - пяти единиц в пределах установленной штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. При отсутствии в государствах, названных в пункте 1 настоящего Указа, практики функционирования представительств органов исполнительной власти иностранных государств разрешить Министерству обороны Российской Федерации для организации и ведения военно-мемориальной работы иметь своих представителей в составе дипломатических представительств Российской Федерации в этих государствах без включения в их штатную численность.
3. Установить, что сотрудники представительств Министерства обороны Российской Федерации, открываемых в государствах, названных в пункте 1 настоящего Указа, назначаются на должность в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
4. Правительству Российской Федерации:
решать в установленном порядке финансовые и другие вопросы, связанные с обеспечением деятельности представительств Министерства обороны Российской Федерации, открываемых в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
5. Министерству иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службе охраны Российской Федерации обеспечить в установленном порядке представительства Министерства обороны Российской Федерации, открываемые в соответствии с пунктом 1 настоящего Указа, специальной связью.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
1 октября 2007 года
N 1313
Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» является гуманитарной некоммерческой организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации на реализацию межправительственных соглашений о взаимном обеспечении сохранности воинских захоронений.
Ассоциация учреждена в декабре 1991 г. Министерствами обороны России и Италии. С 2000 года по обоюдному согласию сторон учредителями Ассоциации «Военные мемориалы» стали Министерство обороны Российской Федерации и Российский военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр).
Позднее в состав учредителей-членов Ассоциации вошли также Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Главным направлением деятельности Ассоциации является осуществление практических мероприятий по реализации межправительственных соглашений о воинских захоронениях, которые к настоящему времени заключены с Венгрией, Италией, Германией, Монголией, Польшей, Словакией, Финляндией, Чехией, Японией, Румынией и Латвией.
Одним из приоритетных направлений деятельности Ассоциации «Военные мемориалы» является участие в строительстве на территории России мемориальных комплексов-кладбищ для погребения обнаруживаемых незахороненных останков погибших при защите Отечества.
В результате Ассоциацией в 1996-1997 гг. построены ряд крупных мемориальных комплексов в Волгоградской, Московской, Новгородской и других областях.
Указанное строительство осуществлялось Ассоциацией по договору с Минобороны России за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета России.
В 2000 году по заказу Правительства г. Москвы Ассоциация спроектировала и построила воинский некрополь на территории Перепечинского кладбища столицы.
Также к 60 летию Победы в ВОВ по заказу Правительства Москвы, Ассоциация спроектировала и построила мемориальные воинские участки на подмосковном кладбище в Домодедово, на Ваганьковском, Донском, Преображенском, Востряковском кладбищах г.Москвы.
Решая задачи по реализации межправительственных соглашений о воинских захоронениях, Ассоциация создала 40 различных информационных баз данных о советских и иностранных воинских захоронениях, и о судьбе военнослужащих и военнопленных общим объемом в 2 млн. записей.
При содействии Правительства и Минобороны России, совместно с германскими специалистами осуществлена компьютерная обработка 66 тысяч персональных учетных карточек на советских военнопленных, составленных во время Второй мировой войны в Германии и ранее хранившихся в трофейном фонде Центрального архива Министерства обороны.
Силами созданной при Ассоциации поисковой группы проведено более 30 экспедиций, в ходе которых были обнаружены, эксгумированы и в торжественной обстановке погребены останки 1567 советских воинов. По инициативе группы и при поддержке Ассоциации в Юхновском районе Калужской области поисковиками обустроено кладбище, на котором похоронены останки около 5000 советских военнослужащих.
Ассоциация приняла участие в организации и проведении свыше 30 международных и российских торжественно-траурных церемоний, посвященных увековечению памяти погибших военнослужащих, а также участвовала в сооружении в 1999 г. в Лондоне памятника советских воинам и гражданам, погибшим в годы Второй мировой войны.
В рамках выполнения межправительственных соглашений о воинских захоронениях Ассоциацией только за последние пять лет исполнено свыше 3 тысяч запросов российских и иностранных граждан о судьбе своих родственников и близких и работа ведется постоянно.
Не имея аналогов и опыта проведения подобных мероприятий в отечественной истории, Ассоциации удалось создать собственный научно-технический и организационный потенциал, позволяющий обеспечить успешное решение задач, связанных с выполнением российской стороной обязательств, вытекающих из заключенных межправительственных соглашений.
http://voennie-memorialy.ru/site/10